пятница, 23 ноября 2012 г.

Стоит ли учится в школе и ВУЗе?

Все мы когда-то учились в школе и, скорее всего, всем нам иногда хотелось не ходить в неё. Хотя... кому я вру, большинство из нас не любило учёбу в школе и я не исключение.
Уже в старших классах, мне хотелось как можно быстрее окончить её, потому, что начал протухать в ней. Основная проблема заключалась в том, что я не видел, где можно применить полученные знания. В голове сидел бунтарь, который не хотел подчиняться существующему положению дел, желавший изменить это, но не знавший как. Понемногу, я стал забивать на домашние задания. В первую очередь это касалось алгебры. Не понимал я её, не знал где применить, от этого получил мощнейшее отторжение к этому предмету. Со стороны одноклассников и родителей, могло показаться, что я типичный лентяй. 



Прежде чем вешать этот ярлык, давайте копнем поглубже, попытаемся понять, а что же такое лень? Ведь лень, это всего лишь механизм сохранения энергии, кран, который перекрывает отток сил тратящихся на  достижение противоречивых и ненужных дел. Как вообще я определил, что эти дела ненужные? Всё очень просто - не было мотивации выполнять их. Если цель слишком противоречивая, психика не даст энергии для её достижения.
Вернемся опять в школу. Кто из школьных учителей говорил вам о том, что вот их предмет пригодится в конкретной области жизни? Это важный пункт для правильного формирования разумной личности, которая понимает для чего ей изучать предмет и куда это приведет. Вот, для наглядности, два подхода:

1. "Сегодня, дети, мы будем изучать биологию, она вам понадобится для общего развития” - типичный ответ, типичного школьного гуру. Хорошо ещё, что он хоть так ответил, а то может прошипеть нечто типа: "Давай открывай учебник и читай десятую главу!"

2. "Сегодня, дети, мы будем изучать биологию. Она вам пригодитяся для того, чтобы лучше понимать роль пищевых цепочек. Вы поймете, что всё в нашей жизни взаимосвязано, уничтожение одного биологического вида непременно отразится на жизни других, может даже и погубить их. Также, биология нужна для лучшего понимания устройства вашего организма: какие функции он выполняет., какова роль инстинктов в человеческой жизни и т.д."

Ощутили разницу?
В первом случае, подход слишком поверхностный. Напоминает начальника, у котрого есть план работ и детям необходимо их выполнить. Причем ему всё равно, как от этого будут они мучатся.
Второй - разумный подход. Он отвечает на вопросы: зачем и для чего? После ответов на такие вопросы, у детей отпадут всякие сомнения, изучать ли этот предмет или нет. Конечно, не всем ученикам интересно познавать устройство человеческого тела, но хотя бы они будут понимать, для чего вся эта катавасия на протяжении пяти лет.
В моей школе таких учителей были единицы. Родители всегда мне говорили, что если что-то не понятно, спрашивай, а если не понял, ещё раз спрашивай, задавай вопросы, пока тебе не дадут ответ, тем более, что это прямая обязанность учителей. По своей детской наивности, веру в добрых людей, я спросил, да спросил так, что потом стал боятся попадаться на глаза учительнице.

На уроке алгебры, меня спросили: "Игорь, почему ты не делаешь домашние задания? Почему так плохо стал заниматься? Тебе что-то непонятно?" Наивная учительница думала услышать ответ в стиле: “Я каждый день сижу над вашим предметом, пытаюсь разобраться во всех перипетиях невообразимой многогранности и увлекательности сокращения уравнений!”.

А задал я следующий, очень правильный вопрос:

“Татьяна Андреевна, вот сажусь я каждый вечер за уроки и, когда дело доходит до вашего предмета, пытаюсь начать делать, но нет никакого желания. Я не понимаю, где мне понадобится алгебра, где я смогу её использовать”. Бедная Татьна Андреевна, настроение у неё испортилось в один миг, видимо я попал в точку, задав такой неудобный вопрос, показавший всю бессмысленность её работы. Вначале у неё было приветливое выражение лица, которое стало меняться по мере осознания всей патовости её жизни. Глаза - зеркало души, стали отражением злости, я даже на момент подумал, что сейчас они сверкнут лазерами, прошивая меня насквозь испепеляющими лучами. Этого не случилось, я лишь получил негатив в свою сторону, мол я конченый человечишка, что задаю такие глупые вопросы.


“Как это зачем? Как это ЗАЧЕМ?! Ты что не понимаешь, это тебе в жизни пригодится! Это же основа!”. Ничего из сказанного ею, я не понял. Ладно думаю, взрослый человек повидавший жизнь, наверное знает о чем говорит...

После этого я вновь задумался над тем, а иду ли я в верном направлении, следуя по пути "забивания" на предметы. Занявшись самокопанием, я так и не нашел истины в её словах, даже напротив, с каждым месяцем во мне крепло убеждение в малой эффективности школьного образования. Где-то в одиннадцатом классе, нас начали пугать ЕГЭ. К тому времени, я начал свергать идеалы, видя всё несовершенство школы, преувеличения учителей насчет практической значимости их предметов. Одноклассники боялись до усирачки этого ЕГЭ. Для классного руководителя, страх перед ЕГЭ, стал основным рычагом воздействия на неокрепшие умы подрастающего поколения. Я пытался активно бороться с ним. Первым делом, осознал беспочвенность страха, понимая, что год зубрения и повторения всего того, что я прошел за десять школьных лет, не поможет лучше написать тесты. Во всяком случае, лично для меня, повторение не было панацеей. В постоянном напряжении трудно усваивать новую информацию, по этому я расслабился. По ЕГЭ, я получил средние баллы, примерно такие же, какие получал в школе.

Жаль, что школа это только первый круг ада, второй круг это университет. Перед поступлением, я был желторотиком, вообще не представляя, что же такое ВУЗ, никто не мог толково объяснить, что это и кто такие студенты. Знания были очень расплывчатыми и противоречивыми. Всё таки аргументы “за” перевесили и я поступил. Сейчас я доучиваюсь, вернее дохаживаю, и то, с натяжкой. Всё это ради корочки - диплома о высшем образовании, тогда он котировался, а сейчас он есть у всех. Работодателю важнее ваши реальные знания, а не та белиберда, что преподают в ВУЗах. Почему белиберда, читайте ниже.



Заметки с полей сражений

             систематически трагически спавшего студента (датирована 25.09.2011)
Понедельник, самый первый, самый трудновставаемый день недели. На выходных ты отсыпаешься до обеда, а в понедельник, ты должен быть, как огурчик, готовый к героическому "обучению" в ВУЗе. Очень жаль, что по утрам, я скорее больше похож на вялый помидор, чем на огурец. Утро - это очень ответственный момент, одна часть тебя хочет спать, а другая гонит в универ. Какая из них выиграет в этой неравной борьбе, так и пройдёт день. Мои соседи перешли на темную сторону силы. А я-то наивный, мне приходилось собираться и идти в универ.

Я готов, беру направление на храм учёбы. Многие, такие же как и я, студенты, приходят сюда, чтобы продолжить свой прерванный сон. Те, кто выспался, шёпотом обсуждают прошедшие новости: что показывали по телеку, кто как побухал, что нового нашли в интернете и прочие интересности. У кого что болит, тот о том и говорит. Но мне, обычно, не до этого, я предпочитаю или читать, или спать, когда как. Не часто общаюсь. На лекции, порой, бывает сложно, строгий препод, который ходит как маятник по аудитории, вечно дергающие тебя товарищи, отвлекающие ото сна, а бывает и весело. А ещё, редко когда пишу конспект, т.к. могу это всё скачать в глобальной сети или взять его у тех, кто его пишет. После окончания пары, все тела, то есть студенты, выползают на улицу, глотнуть свежего курева воздуха, обсудить (не шепотом) новости. Я тоже выхожу, чтоб размять своё тело. За время лекции не один раз можешь почувствовать себя старым пердуном. До того же, там так всё уныло, скучно и оторвано от реальности, что прямо материшься про себя :)


Одно дело лекции, а другое практика! Ведь "теория без практики - мертва, практика без теории - слепа". В универе читают лекции, а потом идет практика.

Практические занятия - это такое место, где тебя заставляют что-то делать, порой ты вообще не понимаешь, что от тебя хотят, но, ты делаешь умное лицо и вдумчиво вглядываешься в экран, или в методичку. Смотришь, смотришь... и думаешь:

 

- Что-то жрать охота
- Что я буду делать когда приду домой? 

- Что я вообще здесь делаю?!

Когда преподу надоедает сидеть, он начинает раскумаривать студентов, подкалывает их, прикалывается, в общем делает всё, лишь бы ему стало веселее жить. Ну, он же тоже человек! Хоть и с садистскими наклонностями...
Когда ты слышишь голос надвигающейся сессии, тебя словно по голове дубиной огревает, причем, чем сильнее совесть, тем тяжелее дубина. Ты хватаешь отчет, подходишь к садисту преподавателю, и тут начинаеться дуэль. В то время, когда препод рассматривает красоту оформления, восхищается текстурой бумаги, думает о чем-то своём (интересно, о чем?), ты делаешь умное лицо. Начинается самая важная часть!
Препод чувствует пятой точкой, что его пытаются надуть, что-то тут не то!

Догадается гад! Нет, пронесло! Не увидел того, что я забыл изменить свою половую принадлежность: "отчет стундентки" на "отчет студента". Всё равно что-то чует, падла! Какая-то неувязка, студент не ходил месяц, а отчет написан не аматором, а кем-то умным. Даже если там всё идеально, он всё равно тебя будет подозревать в том, что ты нагло перекатал отчёт у одногруппника, предварительно изменив фамилию или скачал его из интернета, даже не прочитав полностью. Он начинает подавать признаки недовольства, замешательства. Главное в этом деле сделать искреннее недоумение, что мол: я всю ночь готовил этот отчёт, а до этого просидел пол дня в университетской библиотеке. В 90% случаев прокатывает. Если препод сомневается, можно и слезу пустить, главное не переусердствовать. Играешь - играй, но не переигрывай. Иногда, "проффессора" начинают сами давать ответ за тебя, попутно рассказывая какую-то хрень, короче загоняются. Тоже интересный случай, главное вовремя поддакивать и махать головой. Главное, опять таки - не переусердствовать, а то он может подумать, что у тебя начался нервный тик.

Эпилог - он ставит свой автограф в отчёте. Дело сделано на 100%, а если ты жополиз, то "главное вовремя подлизывать попец": расплыться в улыбке, поблагодарить за роспись, польстить ему, рассказать о том, с каким превеликим удовольствием вы слушаете его лекции. Препода клинит, у него повышается ЧСВ, он запоминает жополиза. Поздравляю, дело выполнено, отчёт защищён.

Не знаю, почему это называется "защита отчёта", наверное потому, что ты пытаешься наебать убедить препода поставить подпись, а он пытается учуять подвох и словить тебя на горячем.

Я описал лишь малую часть того, что вас ждет на этом кругу ада. В реале всё намного хуже! По окончании учебы, государство получает биороботов, которые могут решать типовые университетские задачки, но, т.к. задачи сильно оторваны от реальности, мы получаем тупое мясо с дипломом. Очень мало людей идут работать по своей профильной специальности и даже когда устраиваются на работу, им приходится очень многому переучиваться. Есть даже поговорка тех, кто вас будет обучать на работе:

Забудьте всё, чему вас учили в институте!
Мне довелось намного больше узнать за неделю реальной работы по специальности, чем за год обучения в универе. И только сейчас я понимаю, что университет и школа, это пустая трата времени. С 1-го по 5-6 класс школа нужна, а дальше идет переливание из пустого в порожнее.
Университет якобы готовит профессионалов своего дела. А на самом деле, всё, чем занимаются большинство из выпускников универов, так это тыкают кнопочки на машине под названием «компьютер». Студенты-инженеры, которые после ВУЗа приходят на производство, за месяц практики перед работой, узнают больше, чем за 5 лет лекций и того, что называется «практиками». Т.е. тем начальным «предработным» знаниям можно научиться за 2-3 недели! Освоить общие положения и уже можно идти работать! Без ночных зубрёжек перед экзаменами и зачётами, без курсовых, без перевода горы бумаги, без стояний возле деканата и без прочёй нервотрёпки! Без отшибания себе мозгов! Без превращения в «фарш»!

Университет – это 5-6 лет жизни, выброшенной впустую!
   
Денис Бурхаев "Другая Химия"
Кто научится большему к концу месяца - мальчик, который сам выковал себе нож из металла, им самим добытого и выплавленного, и прочел при этом столько, сколько нужно для этой работы, или мальчик, который вместо этого посещал в институте лекции по металлургии, а ножик Роджерса получил в подарок от отца? Кто из них скорее порежет себе палец?.. Оканчивая колледж, я с удивлением узнал, что я, оказывается, изучал там навигацию! Да если бы я раз прошелся по гавани, я узнал бы о ней больше.
Генри Торо "Уолден, или Жизнь в лесу"

Забудь всё, чему тебя учили. Самообразование. Учись сам, анон. Учись тому, что сейчас котируется. Никто тебя хорошему за деньги не выучит лучше, чем ты сам. Хотя ты можешь заиметь гуру в знакомых, и он тебя научит фокусам, от которых люди вокруг охуеют, но больше чем пиво он с тебя не возьмёт. Так вот, анонимусик, учти: то, чему тебя сейчас учат, на практике бесполезно, хоть и позволит смотреть на людей без «вышки» как на говно. Сдавай зачёты, но не принимай внутрь мозга еботню, которую в тебя пихают преподы. Напрягись и реши, чего ты хочешь достигнуть, полуркай, какими способами, найди книги, которые тебе помогут по этому направлению, либо спроси знающих людей в интернете. Просто сделай это!
 Луркморе

3 комментария:

  1. А мне учиться нравилось. С каждым получаемым знанием я чувствовал, что становлюсь мудрее, больше понимаю вокруг. Может, это покажется странным, но так и было. Класса с 9, т.к. до этого времени я учился кое-как, но в силу своих природных способностей получалось почти на отлично. Напрягся бы - был бы отличником. А так стал им только в 9 классе.
    Хотя, затраханным напрочь ботаном я тоже не был. И гулял, и с друзьями в футбольца играл, и дрался изредка, и с уроков сбегал.
    Универ - это вообще песня. Благословенное время.
    Учиться было КРАЙНЕ трудно. Мало того, преподы при любом косяке тотчас включали доильный агрегат, поэтому чтобы не платить взятки, приходилось не иметь двоек. Каково это - лучше спросить у студентов меда. С поправкой, что Рязанский мед в те времена (конец 90-х - начало 2000-х) был одним из самых строгих. Однако именно в универе появились друзья-единомышленники, я начал серьёзно писать, занялся наукой. Кстати, основная романтика и ах-ах тоже пришлись на универ))
    Насчёт знаний - я бы сказал, что школа и универ закладывают серьёзный теоретический и отчасти практический фундамент. У кого он есть, тем придётся легче. У кого нет - те будут вынуждены навёрстывать во сремя работы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Меньше, чем за месяц, ты сможешь всё наверстать. Замечаешь, какое соотношение: 5-6 лет учебы, вместо одного месяца...

      Удалить
  2. Про лень интересно написано. Странно, но такая очевидная мысль меня не посещала.
    Про бессмысленность учёбы в целом не соглашусь. И в школе, и в ВУЗе много балласта, система обучения не эффективна. Но 3 года в техникуме я не считаю потраченными зря. Вот дальше учится не хочу и не планирую, т. к. единственная причина для этого - диплом о полном высшем, высокая цена за потраченное время, деньги и нервы.
    Работал я с товарищами, не имеющими серьёзного профильного образования. Основная разница между нами - они делают всё по алгоритму, не понимая сути. Если алгоритм не подходит, они в тупике. Роботы с программой. В моей профессии за месяц работы ни хрена не наверстаешь, а ценой ошибки может быть человеческая жизнь.

    ОтветитьУдалить